Circle Note Music

«Очень зрелищные программы получаются»: какую музыку выбрать юным фигуристам

Выбор музыки для фигурного катания порой превращается в невыносимое мучение. Особенно если это первая программа, а опыта в подборе музыки нет никакого. Что нужно знать, если хотите кататься под классику, какую музыку не любят судьи и бывают ли «беспроигрышные варианты», читайте в интервью с тренером и судьей по фигурному катанию Оксаной Поздняковой.
Оксана Позднякова
Тренер по фигурному катанию высшей категории, судья первой категории. Стаж работы - 22 года.

— Кто обычно выбирает музыку юным спортсменам?
— Когда мы говорим про маленького фигуриста, который еще не может выразить, под что хочет кататься, ему выбирают музыку родители или тренер. И первым делом нужно спросить ребенка, нравится ли ему музыка, на которую пал выбор взрослого. Родители знают характер, темперамент своего ребенка, его музыкальные предпочтения и способны подобрать подходящую для него музыку. Очень важно и мнение тренера. Зная физические способности юного спортсмена, он подскажет, сможет ли ребенок откатать эту музыку и выгодно продемонстрировать под нее свои умения и навыки.
— Есть универсальный совет, какую музыку выбрать для первой программы (на Юный фигурист)?
— Я бы советовала брать детскую музыку. Чтобы она соответствовала возрасту ребенка. Юный фигурист - это, как правило, пятилетние дети. Не нужно для них выбирать сложную, тяжелую музыку. Судьи тоже люди и если мы слышим сложную музыку, мы ожидаем сложных движений, интересную хореографию, интерпретацию этой сложной музыки. А когда я вижу на льду маленького ребенка, который в силу своих возможностей сделать этого не может, ну какую я могу ему оценку поставить? Если ребенку не под силу выразить музыку, я не советую ее брать, потому что это пойдет только в минус спортсмену.
Какую музыку не любят судьи?
— Бывает, что уже после выступлений судьи делятся впечатлениями и недоумевают: «Ну как можно было взять такую музыку!». Зачастую это музыка со словами. И, как правило, это песни, которые рассказывают какую-то историю. Слушаешь и понимаешь, что это совершенно не связано ни со спортом, ни с художественной выразительностью. Понятно, что музыка может очень нравиться, брать за душу, но при этом она может быть абсолютно неуместна в спорте.
А какое отношение у судей к хитам, суперпопулярной музыке? Есть ведь даже такое понятие в фигурном катании как «заезженная» музыка.
— Если под какой-то хит уже катаются, я не советую его брать. Потому что надоедает и судьям тоже. Бывает, что на одних соревнованиях сразу несколько спортсменов выходят и выступают под одну и ту же музыку, которая в этом сезоне очень популярна.

Есть и другой момент. Например, прошла Олимпиада, Чемпионат мира, Европы, России, неважно. И чемпионкой, скажем, стала девушка, которая каталась, например, под «Кармен» Жоржа Бизе. И молодой спортсмен на следующий год берет эту музыку. В памяти у всех, как каталась эта чемпионка. И вот выходит юный спортсмен под эту же чемпионскую музыку и явно катается хуже. У меня, как у судьи, уже есть представление, как нужно кататься под эту музыку. А тут я вижу несоответствие. И я уже не могу поставить высокую оценку. Если уж берешь такую же музыку, должна быть уверенность, что сделаешь это лучше.
Напротив, есть ли музыка, которая точно зацепит судей?
— Да, есть. Это та музыка, которая идеально подходит спортсмену. Должно совпасть все – катание ребенка, его возраст и музыкальное сопровождение. Например, музыка из фильма «Гарри Поттер». И есть мальчик возраста Гарри Поттера, лет 10-ти. Вот ему можно поставить программу под эту музыку с соответствующей хореографией. То есть картинка в глазах судей сложится и плохого восприятия не будет, даже если спортсмен сорвет какой-то элемент в программе. Если под эту музыку в этом образе будет кататься 20-летний спортсмен, уже задумаешься. И наоборот, если 8-летняя девочка пытается воплотить на льду образ Анны Карениной, то как ты будешь воспринимать такого спортсмена?
Получается, что детям вовсе противопоказана серьезная музыка со взрослыми образами?
— Не всегда. Бывает, что 10-летние дети катаются на уровне взрослых спортсменов – прыгают тройные прыжки, делают сложные вращения, им поддается сложная хореография. Особенно, если руку к программе приложит талантливый хореограф. В этом случае допустимо. А если ребенок топчется на льду и не может нормально кататься, то брать серьезную музыку я не рекомендую.
А что с каверами, инструментальными версиями на популярные песни? Какое к ним отношение?
— Если это в хорошем качественном исполнении, то почему бы и нет. Вот минусовки брать плохо. К сожалению, часто берут музыку из караоке. Этого не нужно делать. Не нужно путать инструментальные версии и минусовки.
Минус или еще его называют минусовка - это песня, из которой убирается вокал (основная мелодия, которую исполняет вокалист). Минусовка нужна для караоке, вокальных конкурсов, когда мелодию со словами будет петь кто-то другой. В случае с инструментальной версией основная мелодия вместо вокалиста исполняется каким-то солирующим инструментом. Подробнее про разницу между минусом и инструменталом читайте в моем Telegram-канале.
Есть ли разница между музыкой для мальчиков и девочек? И как в этом разобраться?
— Разница, конечно, есть. Но не все так однозначно. Вот, например, «Пираты Карибского моря» вроде бы мужская музыка, все-таки пираты, но под нее часто катаются и девочки. Или «Агент 007» - очень многие девочки ее выбирают. По идее в любой музыкальной истории можно найти мальчиковые партии. Например, в «Лебедином озере» - принц Зигфрид. Если есть такие варианты, то можно отдавать такие партии мальчикам.
Поговорим о компоновках, когда в одной программе соединяют несколько разных композиций. Что здесь самое главное?
— Важно правильно соединять композиции, чтобы ничего не резало слух. Сложности могут возникнуть, если компоновать композиции разных музыкальных жанров. Например, спортсмен решил перевоплотиться на льду, скажем, из русской народной сразу в рок. Здесь нужно не только профессионально соединить такие композиции с музыкальной точки зрения, но и талантливо реализовать это перевоплощение на льду. Если все это удается, то эффект может приятно удивить судей. И это, конечно же, положительно скажется на оценках спортсмену.
Многие предпочитают классическую музыку. Всем ли она подходит?
— В моем представлении кататься под классическую музыку должен хорошо катающийся спортсмен. Я имею в виду именно катание, скольжение. Если ты берешь классику, ты должен показать катание с правильными длинными ногами, длинными руками, плавными линиями. У каждого, разумеется, свой стиль катания. И у кого-то он немного угловатый. Такому спортсмену я бы не рекомендовала выбирать классическую музыку.
Саундтреки к фильмам тоже частый выбор фигуристов. Чем это объясняется?
— Я очень часто брала и беру саундтреки. Во-первых, как правило, там богатая музыкальная фактура – насыщенная, разнообразная, с разными фрагментами, переливами. Такую музыку саму по себе интересно слушать. К тому же, она очень образная, поскольку перед глазами уже готовый образ из кино. Например, те же «Пираты Карибского моря». С такой богатой музыкальной фактурой, махнешь условной саблей и ты уже в образе. Очень насыщенные и зрелищные программы получаются.

Да и судьями саундтреки воспринимаются очень адекватно. По сути, это беспроигрышный вариант. Но детям лучше все же брать саундтреки из мультфильмов. Я как судья даже могу не знать, о чем этот мультфильм. Но все равно чувствуется, что это музыка написана для детей, и дети ее хорошо воспринимают и выражают на льду.
А какое отношение судей к звуковым эффектам?
— Я не против. Это такая изюминка. Тут зависит от того, кто будет ставить программу. Ты, как композитор, можешь натыкать в музыку все что хочешь. Но если постановщик программы не отыграет эти акценты на льду, это будет минус спортсмену. Представьте, звучит музыка – эффект слышим, а изображения нет. Это не очень хорошо. А если ты этот эффект обыграешь хореографией или хотя бы какой-то «подпрыжкой» на льду, это будет здорово.

Блиц
  • - Классическая музыка или современная?
    - Кому как. Кому больше подойдет классическая, кому современная.
  • - Музыка со словами или без?
    - Без разницы. Есть хорошая со словами, есть хорошая без слов. Но в музыке со словами есть масса ограничений. Если в инструментальной музыке ты можешь перескочить с одного фрагмента на другой, то в музыке со словами это не пройдёт - по смыслу может получиться абракадабра.
  • - Музыка с русскими словами или с иностранными?
    - Лучше с иностранными. Русские слова заставляют тебя вслушиваться в них. И здесь нужно быть осторожным, потому что ты в заложниках у тех слов, которые поются в песне. В зарубежные слова не так вслушиваешься, но тоже нужно быть осторожным. Постарайтесь перевести, о чем песня. Чтобы точно знать, что там нет никакого сексуального или любого другого запрещенного подтекста. В сегодняшних реалиях музыку подбирают еще тщательнее, с учетом еще и политического контекста.
  • - Женский или мужской вокал?
    - Под мужской вокал лучше кататься мальчикам, под женский – девочкам. Если катается девочка, а вокал мужской – картинка не совпадает. Мы ведь невольно представляем себе, что катается тот, кто поет. Если же совмещенный вокал (поют дуэтом), то этот вариант еще можно рассмотреть как для мальчика, так и для девочки. Здесь мы можем додумать, что где-то есть воображаемый партнер.
  • - Известная или новая композиция?
    - Я бы предпочитала новую. Сравнивать не с чем. Имею в виду, что нет в памяти прошлых выступлений под эту музыку.
  • - Одна композиция или компоновка из нескольких?
    - Я за компоновку. Как тренеру здесь мне легче раскрыть своего спортсмена. Если музыка все время в одном темпе, то разнообразие на постановку программы сужается. А если например, первая часть быстрая, вторая – медленная, то здесь ты можешь показать больше возможностей спортсмена – одновременно его быстрое катание и лирическую сторону.
Какой главный совет родителям юных фигуристов по поводу выбора музыки?
— Я бы посоветовала мамам и папам прислушиваться к тренеру, а не настаивать на своем выборе. У тренера больше опыта, особенно если у него есть опыт судейства. Потому что если поставить программу, которая очень нравится маме или папе, а судьям она не понравится, то рассчитывать на высокие баллы не стоит. Если судье не доставляет удовольствие смотреть на то, что происходит на льду, не ждите от этого судьи высоких оценок. Доверяйте вашему тренеру – и все будет хорошо!

Беседовала Мария Бондаренко